Вам помочь или не мешать?
«Сделайте мне вечный маникюр с покрытием, чтобы лак никогда не скалывался, а ногти не отрастали.»
«Мне бы стрижку такую, чтобы всё время одна длина была и расчёсывать не надо было больше никогда.»
Смешно звучит, правда? Никто так не говорит в реальной жизни. В реальной жизни ищут «своего» мастера, а когда нашли – ходят к нему годами и не разбрасываются его контактами, а дают только проверенным «своим», потому как самой надо.
«Давайте, я посмотрю с пассажирского сиденья, как вы машину хорошо водите, а вы мне права поможете получить, и я сяду и поеду?»
«Какая у вас фигура классная и тренируете вы с огоньком! У меня ведь тоже будут такие кубики, если я пару недель похожу на вашу тренировку?»
А вот с подобным, думаю, многие сталкивались. Очень хочется, чтобы всё получалось сразу и желательно без особых усилий. Тем более, что у Васи Пупкина из интернета получилось же, он сам про это написал (*в продающем посте), а я чем хуже?
«Я к вам полгода уже хожу, ну и где мои глубинные изменения?! Запрос разрешился, да, но разве я к вам за этой ерундой пришла? Мне нужны настоящие результаты, а не просто прийти с вами поговорить.»
Это, пожалуй, моё любимое. Я сама всегда за результатом хожу. Ну, почти всегда.
Так соблазнительно побыть «доброй женщиной», напихать клиенту полную панамку помощи и советов на все случаи жизни, дать ему подробную инструкцию, как он должен жить свою жизнь по моему разумению. Пусть клиент уйдёт после пары встреч довольный и радостный, и отзыв ещё публичный оставит про то, какой хороший и эффективный психолог ему попался.
Потом, может, ещё раз зайдёт через годик. За теми же советами, упражнениями, техниками, списком книжек для самостоятельного чтения. Помогло же. Вроде бы. Ну и что, что ничего принципиально не поменялось. Может, ему и так нормально. Работает – не трогай.
Психоанализ – для тех, у кого так уже не работает.
Не только психоанализ, конечно. Думаю, это применимо ко всем помогающим практикам, в основе которых лежит создание связи человека с другим человеком.
Когда мы влетаем в травму, разрушаются наши связи с телом и собственным Я, с реальностью и другими людьми. Исцелить травму – значит, вернуть эти связи, сделать нечто снова целым.
Возвращаются они в человеческих отношениях.
Если, конечно, в этих отношениях безопасно. Если, конечно, эти отношения дают возможность вступить в контакт со сложными переживаниями и разделить боль, а не умножить её.
Человеку в «разобранном» состоянии очень нужно находиться рядом с кем-то, кому можно доверять. Он буквально на телесном, бессознательном уровне считывает «опасно – безопасно», и симулировать это невозможно.
Именно поэтому мы не можем решать за клиента, каким путём он пойдёт. Мы не знаем, что для него лучше в данный конкретный момент – заныривать в глубины бессознательного или держаться на поверхности.
В рамках ограничений терапевтического контракта мы предоставляем ему полную свободу.
И это далеко не только свобода быть «лучшей версией себя».
Это свобода злиться и свобода ненавидеть.
Это свобода бояться и свобода пугать.
Это свобода испытывать отвращение и стыд вместо уважения и обожания.
Это свобода назвать всё своими именами.
Свобода в терапевтических отношениях – это ещё и постоянная проверка альянса между клиентом и терапевтом на прочность.
Это всегда необходимость находить баланс между поддержкой и невмешательством.
Необходимость отдавать и необходимость получать.
Необходимость быть в контакте с другим, но ощущать свою отдельность от него.
И если альянс сложился, а баланс в отношениях получается поддерживать – психотерапия становится бесценным даром, превосходящим желания того, кто рискнул в неё зайти.
#ДвижухаКетт #СилаСлова